Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает

Нефть дешевеет — бензин дорожает? Почему в России постоянно дорожает бензин?

Банки Сегодня Лайв

Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим

А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Автовладельцы с ужасом наблюдают сложившуюся картину: цены на бензин не только не снижаются, но и с нового года, снова ожидается повышение стоимости 1 литра. «Почему бездействует Федеральная Антимонопольная служба Российской Федерации?», «Куда смотрит Правительство?» и «Когда все это закончится?» — сетуют недовольные граждане нашей страны.

В данной статье мы разберемся с текущей энергетической ситуацией, а так же сделаем прогноз, какой же стоимости будет автомобильное топливо в грядущем, 2019 году?

С ностальгией о прошлом

Граждане более старшего возраста наверняка ностальгируют о советском времени. Конечно, оно тоже было несовершенно. Но зато товары в СССР славились своим качеством. Так говорят и о бензине. Помимо качественных характеристик автомобильного топлива того времени современные аналитики отмечают и его советскую стоимость. Цены в то время выстраивались не за 1 литр бензин, а за 10. Причем стоял он копейки. В буквальном смысле слова. Заправка автомобиля по стоимости приравнивалась к стоимости пары литров молока. А сейчас…?

Между прочим, за все существование СССР бензин дорожал всего 2-3 раза. В современной же истории, изменение цены на бензин, а если быть точнее, практически постоянное ее увеличение, явление уже устоявшееся. Почему в современной России такая ситуация стала нормой? Корень проблемы стоит в неусовершенствованном регулировании. Подробнее – в следующих пунктах статьи.

Неправильная закономерность

Раньше, когда цены на нефть были дорогими, Правительство нашей необъятной родины утверждало, что именно поэтому у нас в стране такой дорогой бензин. Это и понятно. И даже логично. Ведь в стоимость бензина непосредственно включена стоимость нефти, ее переработка и т.д.

Затем нефть стала дешеветь. Но цены на автомобильное топливо, вслед за ней, дешеветь не стали. Мало того, они вновь стали повышаться. «Где логика?» — спросят читатели. Не все так просто. В сложившейся ситуации возмущенным гражданам нашей страны предложили мыслить шире: то есть, учесть то, что стоимость бензина складывается не только из стоимости нефти, но и других составляющих.

На «Прямой линии с Президентом» несколько лет подряд народ пытался добиться ответа и задавал многочисленные вопросы Главе Государства о том, почему цены на нефть падают, но при этом, бензин не дешевеет, а продолжает дорожать. Президент Российской Федерации, Владимир Владимирович Путин, таким образом обосновывал столь высокую ценовую планку бензина: «Это связано со многими факторами. Цена определяется и внешней конъюнктурой, и, если у нас свободный рынок, то мы принципиально не можем свои цены держать по-другому, чем в соседних странах. Иначе нам нужно будет просто создавать новый железный занавес».

То есть, гражданам по всем Федеральным каналам объясняли, что в стоимость бензина входит:

  1. Нефть (не более 15%);
  2. Налоги и акцизы (65%);
  3. Расходы на добычу и переработку, которые, кстати, зависят от курса (оставшиеся 20%).

По факту, оказалось, что количество и стоимость нефти не столь сильно влияет на ценовую политику автомобильного топлива в России.

Хорошо. Тогда разберем самый существенный составляющий фактор – налоги и акцизы. Когда весной 2018 года, произошло максимальное возрастание цены на бензин, Правительство, в качестве сдерживающего фактора решило отменить запланированное повышение акцизов. Рост цен на бензин приостановился. Однако в конце августа стало известно о намерении Правительства повысить акцизы на бензин и дизельное топливо на сумму 2 тысячи 700 рублей и 3тысячи 700 рублей на каждую тонну соответственно. Данное повышение планируется ввести с 1 января 2019 года.

В сравнении с другими странами

Считается, что в «богатых» странах цены на бензин выше, чем в «бедных». На это оказывает влияние и уровень доходов населения, ведь, по законам экономики, все же спрос рождает предложение. Другими факторами, влияющими на уровень мировых цен на бензин, являются: добыча нефти, экспорт/импорт топлива, налоговая нагрузка, субсидии, санкции и т.д.

Почему же бензин в России стоит примерно столько же, сколько и в США? Ведь Россия занимает одно из лидирующих мест в мире по добыче нефти, а так же по ее экспорту, а вот США, напротив, является одним из ведущих импортеров нефти.

Либералы утверждают, что все дело в конкуренции. Америка конкурентная страна, поэтому там держатся рыночные цены, и маржа, как правило, минимальная.

Причём, в США стоимость бензина очень чутко реагирует на любое изменение стоимости 1 барреля нефти. А в России почему-то все наоборот, поэтому и цены на бензин выше.

В США и в других странах Европы бензин в основном зависит от цен на нефть. «В нашей стране специфическая структура стоимости топлива, в которой доля самой нефти крайне мала», – рассуждает главный аналитик «КИТ Финанс Брокер» Дмитрий Баженов.

Для России в целом важна рублевая цена на нефть. Ведь, при падении долларовых цен на нефть, именно рублевая, будет снижаться в значительно меньшей мере.

Глава Российской Федерации в своем интервью признает: «Цена на бензин в США чуть-чуть выше, чем у нас. Однако, там и доходы граждан выше…». «Государство не может субсидировать внутренние цены на бензин в ситуации ползучего курсового снижения рубля» — комментирует эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский.

Российский политический и государственный деятель Борис Ефимович Немцов часто негативно высказывался об экономическом строе России. Немцов считал, что главной причиной постоянного подорожания бензина является недостаточно развитая антимонопольная политика. Вот что говорил по этому поводу Борис Ефимович: «Происходит это ровно из-за того, что основа русского капитализма — монополия. Причем во всех сферах жизни: начиная от «Газпрома» и заканчивая, например, коммунальными монополиями или монополиями на рынке нефтепродуктов и так далее… Россия — крупнейший производитель нефти, в то же время наш бензин дороже, чем в США…».

Дела насущные

Правительство не остается в стороне от обсуждений насущных проблем, и идет на контакт с Федеральными средствами массовой информации. В последних числах октября текущего года премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев дал указание о заморозке цен на бензин.

Медведев поручил Министру регионального развития Российской Федерации Дмитрию Козаку проконсультироваться с нефтяными компаниями.

Вагит Юсуфович Алекперов, Генеральный директор ПАО «Лукойл», в одном их своих интервью, на петербуржском экономическом форуме признался, что «Сегодня Компания несет убытки на розничном рынке». Козак же в свою очередь считает жалобы компаний о недополучении прибыли недопустимыми. Соглашение с нефтяниками о стабилизации ситуации подписано сроком до 31 марта 2019 года.

Эксперты и аналитики твердо уверены, что для выхода из напряженной ситуации на топливном рынке, Правительству Российской Федерации, в первую очередь, необходимо решить проблему объемов экспорта.

Глава Правительства уже рассматривает инициативу юридически обязать все российские нефтяные компании и независимые НПЗ (Нефтеперерабатывающие заводы России) поставлять на внутренний рынок определенное минимальное количество топлива. Министр энергетики Российской Федерации, Дмитрий Новак, так комментирует новые обязательства нефтяных компаний: «Договоренность включает обеспечение производства на уровне не менее чем дополнительно 3% к уровню прошлого года соответствующего календарного месяца».

Если договориться о стабилизации ситуации (сдерживании цен) не получится, Дмитрий Медведев будет вынужден принять решение о вводе запретительных пошлин на экспорт нефти. Однако же аналитики считают, что такие меры непосредственно пагубно отразятся на заправках. В регионах, ввиду последних новостей, уже пошли слухи о повышении стоимости проезда в общественном транспорте.

Несмотря на то, что цены на бензин, по официальным статистическим данным, не менялись уже с мая месяца текущего года, их планка существенно высока для обывателей с низким доходом. Павел Филипченко, Президент Амурского топливного Союза высказывается о розничных ценах на бензин: «У независимых автозаправочных станций своих собственных заводов нет, поэтому розничные цены, которые потребители видят на сегодняшний день, складываются таким образом по причине высокой планки оптовых цен. Независимые участники просто вынуждены устанавливать розницу исходя из закупа».

Российская нефтегазовая компания «Роснефть» так же принимает активное участие в обсуждении насущных проблем. Так, в первых числах ноября «НК Роснефть» направила Правительству ряд предложений по стабилизации ситуации на энергетическом рынке страны. При чем, в письме четко указано, что компания неукоснительно придерживается договоренности по удерживанию цен на розницу на уровне 30 мая 2018 года.

Читать еще:  Что такое карта тройка браслет: где купить, сколько стоит

По официальным данным, «Роснефть» обеспечивает треть внутреннего розничного рынка топливом и перевыполняет нормативы биржевой торговли. Так, по итогам октября 2018 года было реализовано:

  • Бензина – 19% от общего производства (при нормативе 10%!);
  • Дизельного топлива – 8% от совокупного производства (при нормативе 5%!)

Новый Год – новые цены? Чего ожидать россиянам 1 января 2019 года?

Федеральная Антимонопольная служба Российской Федерации в 2018 году тщательно занялась проверкой ценообразования литра бензина.

Из публичных официальных данных, действительно, можно констатировать факт, что многие российские компании в данный момент нацелены на экспорт автомобильного топлива. Получается, что количества бензина на внутреннем рынке становится меньше. Придерживаясь такой тенденции, соответственно, цены будут расти постоянно.

Эксперты уверены, что правительство вновь допустит рост цен на бензин, как минимум, в размере инфляции. На такие доводы Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Козак парирует тем, что, возможно, повышение и будет, но только лишь в рамках инфляционных показателей, а именно, не более 4-4,6% в год.

Спикер верхней Палаты, Валентина Матвиенко уверена, в условиях, когда рост цен на бензин будет обгонять инфляцию, нужно будет действовать оперативно и жестко. В своем выступлении в Совете Федерации она была возмущена: «Какое сельское хозяйство у нас будет развиваться, если в Забайкалье рост цен за год составил 128,9%? А ведь там в данный момент и так непростая экономическая ситуация…».

Несмотря на то, что Федеральная Антимонопольная служба Российской Федерации утверждает, что полностью контролируют ситуацию, российский топливный союз опасается очередных изменений, и прогнозирует очередной рост цен на бензин с января 2019 года. Аналитики предполагают, что повышение может составить до 10%. На такой скачок роста однозначно повлияет увеличение акцизов.

Михаил Леонтьев, пресс-секретарь ПАО НК «Роснефть» комментирует сложившуюся ситуацию так: «Сейчас до 70% цены составляют налоги. Я хочу напомнить, что сейчас акцизы повысились на 7%. Поэтому практически все компании максимизируют экспорт. Хочу заметить, что «Роснефть» этого практически не делает!». Глава Компании считает, что бензин перестанет дорожать в том случае, если все российские нефтяные компании станут перерабатывать в России минимум 17,5% добытой ими нефти. Леонтьев считает, что именно такого объема хватит, чтобы рынок «насытился» топливом.

Аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов, весьма четко высказывает свою позицию по этому поводу: «Цена бензина будет расти и далее, если в Налоговом Законодательстве Российской Федерации в ближайшем времени не произойдет никаких существенных изменений».

А директор центра политической информации, Алексей Мухин, уверен, что «Правительство само дает повод для критики. Однозначно, повышение акцизов повлечет за собой рост цен на бензин». Вообще многие эксперты задаются вопросом, для чего повышать акцизы при явном профиците бюджета?

Итак, исходя из массовых оценок эксертов, следует сделать неутешительный вывод о том, что в новом году россиян все-таки ждет очередное повышение цен на бензин. Козак уже не раз допускал такую мысль в своих интервью на Федеральном Канале. Только вот в каком размере будет увеличение? Народ надеется, что оно хотя бы не превысит инфляцию. Ведь в противном случае некоторым гражданам просто, в буквальном смысле, придется отказаться «от руля».

На комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Почему бензин дорожает, если нефть дешевеет

Нефть, точнее цена нефти, не является доминирующим вкладом в структуре цены литра. И в европейских странах, и в России львиная доля в цене литра отстегивается в бюджет государства. Так, например, в литре российского высокооктанового бензина марки Аи95 доля налогов в виде акциза и НДС (налога на добавленную стоимость) составляет 36%, но к ней следует добавить еще НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), и тогда доля государства достигает 55%.

То есть из 38 рублей за каждый литр, оплаченный водителем на АЗС, 21 рубль отчисляется государству. Понятно, что дешевле 21 рубля за литр бензин на АЗС даже теоретически быть не может.

В Германии налоги еще выше, чем в России. По данным Deutsche Welle, доля налогов в структуре литра 95-го достигает 70%. И здесь такая же, как и в России, структура – налог на энергию – эквивалент наших акцизов и НДС – 19%.

Что же касается вклада нефти в цену литра бензина или дизеля, то, по признанию Deutsche Welle, он неощутим. Немецкие бензоколонки ориентируются не на нефтяные котировки, а на цены НПЗ в Роттердаме. А те, в свою очередь, опять-таки реагируют не на цену барреля, а на текущую конъюнктуру спроса и предложения и приводят пример: «Прошлым летом нефть дешевела, но бензин тем не менее в какой-то момент даже подорожал, поскольку вдруг подскочил спрос на него из США».

Такая же, почти один в один, логика ценообразования утвердилась и на российском рынке. Цены на АЗС реагируют на конъюнктуру, а не на нефть. Но, несмотря на совпадение общих подходов к ценообразованию, российские цены на топливо подвержены специфике финансовой и налоговой системы страны.

Первое – это акцизы. В Германии налоги на энергию (аналог акциза), а это 65,4 евроцента в литре бензина и 47 евроцентов в литре дизеля, не повышались 13 лет, с 2003 года.

В России ставки акцизов за такой же период увеличены на бензин почти в пять раз, с 1,6 до 7,6 руб./литр, на дизель – в восемь, с 0,5 до 4,4 руб./литр. Германия может себе позволить не повышать налог на топливо, в России же поступления от нефтегазовых компаний являются хребтом бюджета, а потому чем ниже мировые цены на нефть, тем круче Минфин повышает внутренние налоги и акцизы, а соответственно, и цены. То есть реально зависимость цен от нефтяных котировок в стране существует, но это обратная зависимость. А вопрошающим, почему цены на АЗС не падают вслед за сырьем, следует адресовать внимание к параметрам российского бюджета, хотя бы к его доходной части.

Второе – это жесткая, почти линейная связь между курсом доллара и мировыми ценами на нефть. Чем дешевле нефть, тем слабее рубль. То есть цены на нефть для внутренней переработки в рублевом эквиваленте практически не снизились. Так, при стодолларовой цене барреля его цена в рублевой зоне оценивалась на уровне 3700 руб./т. Баррель подешевел вдвое — с $100 до $50, а в рублях лишь на 13%, до 3200 руб./т.

Третье – это яркая сезонность в сегменте бензина. Несмотря на то что российские НПЗ в целом по году выпускают достаточное количество автомобильного бензина для удовлетворения внутреннего спроса, в сезон летних отпусков спрос на бензин опережает мощности отечественных НПЗ. В итоге на рынке формируется дефицит, из-за которого оптовые цены на бензин взлетают почти на 20%.

Типичное поведение биржевых цен на бензин марки Аи92 в 2015 году представлено на диаграмме, где сплошная красная кривая – это статистика биржевых (оптовых) цен на протяжении года. Первый всплеск, пришедшийся на февраль, отображает рост налоговой нагрузки на отрасль в 2015 году, а вторая фаза роста на 20% по времени совпадает с летним периодом, после которого цены к концу года возвращаются к уровням начала года.

Если бы розничные цены следовали точно в соответствии с оптовыми, как это принято на западных рынках, то и они (на диаграмме пунктирная красная линия) дали бы летний прирост порядка 20%. Реакцию водительского сообщества на такое поведение цен, полагаю, нетрудно представить. Однако российские регуляторы рынка в лице Федеральной антимонопольной службы (ФАС) таких колебаний не допускают. В мягкой форме, в виде прогноза руководители службы публично высказывают мнение, что цены на АЗС, конечно же, могут вырасти и вырастут, но темпы роста при этом будут оставаться в русле годовой инфляции, а возможно, и не превысят ее. И прогнозы ФАС сбываются на 100%. Так, в 2014 году годовая инфляция зарегистрирована на уровне 11,4%, а бензин подорожал лишь на 7-8%, дизельное топливо – на 3%. В 2015 году инфляция составила 12,9%, а цены на топливо — вдвое ниже: бензин – плюс 6%, дизель – плюс 3%.

Характер поведения розничных цен представлен на диаграмме сплошной синей линией. Цены на АЗС в начале года стартовали на значениях 34,80 руб./литр, в высокий сезон спроса перестроились к уровню 34,80 руб./литр и на этом значении завершили год, несмотря на то что оптовые цены во второй половине года резко снижались. Средняя цена по году составила 33,70 руб./литр. А если бы ФАС не вмешивалась в ценовую политику нефтяных компаний на розничном рынке, то цены на АЗС гуляли бы в таких же пределах, что и оптовые (прерывистая красная линия на диаграмме), а средняя цена по году составила бы (внимание!) 33,80 руб./литр, практически неотличимых от регулированных антимонопольщиками. И в этом позитив для рынка. Иначе на пустом месте получили бы «марши пустых канистр», недовольство огромной армии автовладельцев, пожары в гаражах и на балконах запасливых автомобилистов.

Читать еще:  Топливная карта магистраль: список заправок

Почему бензин дорожает, а нефть дешевеет?

Содержание статьи

  • Почему бензин дорожает, а нефть дешевеет?
  • Как продать топливо
  • Почему в Америке бензин дешевле, чем в России

Так, в декабре 2014 года президент потребовал от ФАС выяснить причину, по которой цена бензина в России увеличилась на 10%, тогда как мировые цены на нефть упали на 35%.

На самом деле стоимость цен на нефть на мировых рынках абсолютно не влияет на цены на внутреннем рынке. Дело в том, что Россия не закупает нефть для ее переработки, а использует только собственную. При этом внутренние оптовые цены топлива в последние годы не только не снижались, но и росли (за 2014 год в среднем до 30%).

Причин, по которым в России дорожает бензин, несколько. В качестве основополагающих можно назвать монополизацию рынка; дисбаланс спроса и предложения; попытку нефтедобывающих компаний компенсировать упущенные доходы от продаж на внешних рынках за счет российских потребителей; а также налоговую политику в России.

Монополизация рынка

Уровень конкуренции на российском оптовом и розничном рынке продаж нефтепродуктов крайне низкий. А где монополизация рынка, там не работают механизмы конкуренции и цены во многом подконтрольны ведущим ВИНК. И никаких позитивных изменений в этой области в последние годы не происходит, напротив, рынок продолжает консолидироваться.

Нефтедобывающим компаниям невыгодно продавать нефть на российский рынок

Еще одна причина, которая объясняет, почему растут цены на бензин, это менее выгодные условия для продажи нефти на территории РФ, чем ее экспорт на мировые рынки.

Стоит отметить, что весомый вклад в такое положение дел внесла государственная политика. Государство также заинтересовано в продаже как можно большего количества энергоносителей на мировых рынках, так как от этого во многом зависит наполняемость бюджета. Поэтому создает дополнительные стимулы для роста экспорта.

Приоритет экспорта над внутренним рынком нашел свое закрепление в принятом налоговом маневре. Согласно ему, ставка НДПИ будет поступательно расти на фоне снижения экспортных пошлин. Так, в 2014 году ставка НДПИ увеличилась почти на 5% до 493 р./тонна, в 2015 году она возрастет до 530 р., в 2016 году – до 559 р. При этом экспортная пошлина сократилась до 59% в 2014 году и снизится до 57% — в 2015 году, 55% — в 2016 году.

Печально, конечно, что в конечном итоге за рост бюджетных поступлений в конечном итоге должны заплатить рядовые россияне. Оплачивая высокую стоимость бензина они компенсируют издержки нефтяников на рост НДПИ. При этом сами нефтедобывающие компании не так сильно пострадали от падения цен на нефть, так как из-за девальвации рубля их выручка в национальной валюте растет.

Дисбаланс спроса и предложения

Дисбаланс спроса и предложения – классическая причина роста цен на товары. Казалось бы, откуда в стране, которая сама добывает нефть может возникать дефицит?

Дело в том, что в условиях, когда экспорт становится экономически более выгодным, внутренний рынок испытывает дефицит. Так, по официальным оценкам предложение бензина на внутреннем рынке в последнее время уменьшилось на 2%, что подстегнуло вверх оптовые цены. Слухи о недостаточности предложения создавали почву для повышенного спроса, результатом чего стал дисбаланс.

Ряд аналитиков полагает, что такой ажиотаж искусственно создают сами ВИНК, тем самым подстегивая оптовые цены на топливо. В свое время ФАС даже возбуждало уголовное дело против ряда нефтедобывающих компаний за нарушение конкуренции.

Налоговая политика в России

По оценкам специалистов, цена нефти в структуре себестоимости бензина не превышает 6-10%. Поэтому на его стоимости практически не сказываются ценовые колебания на нефтяном рынке. А на что тогда приходится большая часть стоимости бензина? В России – на налоги (НДПИ, НДС, акцизы и пр.)

Помимо поступательного роста НДПИ, упомянутого выше, причина роста цен в последние годы — увеличение акцизов на бензин. В 2014 году на тонну «евро-4» они возросли до 9,4 тыс. р. (по сравнению с 8,6 тыс. руб. в 2013 году), на «евро-5» — до 5,7 тыс. р. (с 5,1 тыс. руб. в 2013 году). В 2015 году также предполагается увеличить акцизы на бензин пятого класса на рубль за литр, что увеличит цены на бензин в 2015 году еще на 10-15%.

Какие прогнозы цен на бензин в России на 2015 год?

Прогнозы цен на бензин на 2015 год также не предполагают снижения цен на топливо. Так, прогнозы ФАС предполагают, что рост цен на бензин в 2015 году будет находится на уровне инфляции, т.е. около 7%.

В Правительстве ожидают как минимум 10%-ный рост в связи с налоговым маневром. А аналитики полагают, что вскоре цены на бензин в России должны и вовсе сравняться с европейским уровнем в 1,1-1,5 евро/литр.

Парадокс России: почему нефть обвалилась, а бензин нет

Эксперты объяснили, почему топливо в России не дешевеет при падающей нефти

Цены на нефть падают уже второй месяц, а топливо в России продолжает дорожать. Владельцы независимых АЗС говорят, что могут совсем уйти с рынка, поскольку уже находятся на грани выживания. С их уходом страна может потерять до 60% инфраструктуры для заправки машин, что в итоге выльется в очередную волну повышения цен и ухудшения качества топлива. Пока ФАС считает устойчивой ситуацию на топливном рынке.

Нефть падает, бензин растет

С начала октября, когда баррель североморской марки Brent стоил $85,5, котировки к концу ноября упали более чем на 25%. По состоянию вечер 22 ноября нефть торговалась на уровне $63,1.

Котировки вернулись к показателям начала года, чего не скажешь о стоимости бензина. По данным Росстата, с начала года к 19 ноября цены на дизель выросли на 14%, а бензин марки Аи-95 подорожал на 9,5%.

За 19 ноябрьских дней средняя стоимость бензина осталась на уровне октября, а цены на дизель выросли на 2,5%. В октябре по сравнению с сентябрем рост цен на бензин составил 0,4%.

Цены на бензин в РФ никогда не шли вслед за нефтяными котировками, как при их росте до $120 за баррель, так и при падении до $40. Если бы стоимость топлива на АЗС определялась только рынком, то Аи-92 летом стоил бы более 50 рублей за литр, а сейчас — порядка 42 руб.,

подсчитала аналитик Vygon Consulting Анна Львова.

С точки зрения потребителя такой сценарий был бы менее благоприятным, чем при относительно стабильных ценах на топливо независимо от уровня нефтяных котировок, полагает она.

Российский рынок бензина своеобразно устроен, на нем установилась олигополия с элементами монополии, отмечает Алексей Антонов, аналитик «Алор Брокер». В цену бензина нефтяники на всякий случай закладывают, кроме акциза, другие растущие налоги, общую неуверенность в экономическом росте и вообще в стабильности экономики.

Влияние лоббистов нефтяной отрасли в правительстве сложно переоценить, ведь до 40-50% доходов государственного бюджета формируется нефтегазовыми доходами, констатирует он.

Потенциал есть, возможности ограничены

То, что потенциал для снижения цен на бензин, есть, подтверждает и Федеральная антимонопольная служба. «Сейчас биржевые продажи нефтепродуктов чуть меньше в ежедневном объеме, но выше нормативов.

Конечно, дополнительные объемы могли бы существенно улучшить ситуацию на внутреннем рынке, особенно учитывая, что сейчас он премиален, и потенциал для снижения цен имеется»,

— отметил замглавы ведомства Анатолий Голомолзин на форуме «Биржевой товарный рынок».

Обычно, когда внутренний рынок становится по цене более предпочтительным, чем экспортная поставка, происходит снижение цены, но сейчас этого не происходит, отмечает глава аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов.

Причина, по его словам, в том, что цены на внутреннем рынке при заключении соглашения между правительством и вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) были зафиксированы на пике роста.

Читать еще:  Оценка квартиры для ипотеки сбербанка: документы

«То есть все экономические основания, связанные с падением цены на нефть, падением нетбэка для того, чтобы реальная оптовая цена сегодня проседала, есть, но цены зафиксированы «на горке» и цена не проседает»,

— констатировал Баженов. При этом действия самого крупного игрока направлены на то, чтобы оптовая цена сегодня соответствовала мелкооптовому индикативу, добавил он.

«Роснефть» на прошлой неделе приостановила поставки нефтепродуктов на биржу. Свои действия компания в специальном письме к ФАС обосновала тем, что биржевые трейдеры, по ее мнению, создают условия для нерыночного ценообразования.

Данная ситуация, по словам Голомолзина, обсуждается в правительстве, у ведомства налажен диалог с самой компанией, окончательного решения по этому вопросу пока не принято. Между тем дефицита на бирже, по его словам, нет, так как другие ВИНКи увеличили объемы торгов и перевыполняют нормативы по продаже топлива на бирже.

При этом в мелкооптовой торговле топливом «маржинальная доходность по сегменту составляет где-то 10-15%». «Это параметры, которые традиционно характерны для устойчивой ситуации на рынке», — добавил он.

Смерть розницы

Напомним, что в начале ноября Минэнерго РФ подписало соглашения со всеми вертикально-интегрированными нефтяными компаниями по сдерживанию отпускных оптовых и розничных цен на бензин и дизельное топливо на уровне конца мая 2018 года.

Заморозка установлена до конца года, затем до 31 марта 2019 года в связи с повышением НДС цены вырастут на оптовом рынке на 1,7%, а дальше начнут расти в соответствии с инфляцией. Кроме того, эти договоренности предполагают увеличение поставок топлива на 3% по сравнению с аналогичным месяцем предыдущего года.

Как отмечал профильный вице-премьер Дмитрий Козак, такие цены на оптовом рынке позволят обеспечивать маржу для АЗС, расчетный уровень которой должен составлять 2,7 тыс. руб. за 1 тонну.

Независимым АЗС, которые, по словам Баженова, «в кабинетных обсуждениях» не участвовали, также рекомендовано придерживаться указанных параметров и не повышать цены более чем на 4%.

Если сравнить индикативные оптовые цены и реальные розничные, то маржа АЗС в среднем по стране оказывается действительно равной около заявленных 2700 рублей за тонну, однако индикативные цены не всегда соответствуют экономически обоснованным, рассчитываемым как стоимость топлива на НПЗ-поставщиках и доставка до региона, отмечает Анна Львова.

Из-за этого заводам невыгодно поставлять топливо в отдельные субъекты РФ, и в них возникает дефицит и мелкооптовые цены растут. Особенно острая ситуация на рынке дизеля, где индикаторы не учитывают подорожания зимних марок в сравнении с летними до 3000 руб./т. В конечном итоге больше всего страдают независимые АЗС, не имеющие возможность компенсировать убытки за счет сегмента добычи, констатирует аналитик.

«Учитывая среднее значение мелкооптового индикатива, среднероссийская маржинальность отныне и до 31 марта 2019 года составит 1 рубль 70 копеек за литр. Если мы возьмем и окунемся в реальность, то увидим, что при суточной реализации в 10 тысяч литров операционные затраты АЗС составляют порядка 3 рублей на литр. И это минимальные операционные затраты», — отмечает Баженов.

Когда допустимая маржинальность меньше, чем операционные затраты, можно ожидать закрытия большого количества независимых заправок, резюмировал он.

По расчетам Независимого топливного союза, в России инфраструктурно-независимый сектор занимает 60% рынка по количество АЗС (порядка 15 тыс. заправок, против 10 тысяч — у ВИНКов). Но соотношение по объему продаж — 30% на 70%. При этом, частные АЗС очень часто являются единственными продавцами топлива в отдельных районах.

«Если не станет независимых заправок, то в целом оставшаяся инфраструктура позволит заправить лишь порядка 20 млн автомобилей при имеющихся на сегодня 50 млн машин. Вот такой баланс будет»,

Не исключено, что в условиях низкой маржинальности качество топлива на независимых АЗС может ухудшиться.

Глава «Роснефти» Игорь Сечин ранее посоветовал независимым игрокам увеличивать объем дополнительных услуг. Напомним, что еще весной в Госдуму был внесен законопроект о снятии запрета на торговлю пивом и вином на автозаправочных станциях.

Почему у нас много нефти, а бензин дорогой даже когда нефть дешевеет?

По новостям говорят, что нефть понижается, но россияне не замечают уменьшения цены на топливо на заправках. Невольно задумываешься, что нас обманывают, и правительство наживается на своих гражданах. В далекой Венесуэле, «сидящей на нефти», бензин стоит по цене воды. Но живет ли страна хорошо благодаря этому?

В Венесуэле литр бензина стоит 2 цента, и это после подорожания. До него литр топлива стоил 1 цент. Эта латиноамериканская страна так же, как и Россия, не испытывает недостатка в собственной нефти. Но стоимость бензина в Венесуэле превратилась в оплот воображаемой стабильности. Мол, раз мы «сидим на нефти», то каждый венесуэлец может залить бак под завязку и ехать с семьей кататься по стране на своей машине.

Именно такая предвыборная программа помогла в 2012 году избраться на четвертый срок Уго Чавесу. У нас в России Путин избрался и без обещаний низкой цены на топливо. Бензин у нас не очень дешевый, если сравнивать с Венесуэлой, цена примерно 75 центов за литр.

Зато в России жизнь намного спокойнее, чем в Венесуэле. Мы не так сильно зависим от цены на нефть на мировом рынке, как жители этой латиноамериканской страны. Причины в следующем:

1)Такая высокая цена на бензин — следствие больших налогов, которыми обложен каждый литр топлива. Около 60-70% в цене на топливо — это налог. Его государство пускает на социальные проекты, выплату пенсий, зарплаты бюджетникам. Поэтому при падении цены на нефть в мире бюджет получает доход от продажи топлива на внутреннем рынке. Цинично, но это помогает избежать инфляции за счет кошельков автолюбителей.

2)Меньше контрабанды топлива — около 80 тысяч венесуэльских семей живут за счет перепродажи ультра дешевого топлива в соседние Бразилию и Колумбию. Где контрабанда, там и преступность. Поэтому обоснованная рыночная цена на топливо — это гарантия нашего спокойствия, как ни странно это звучит.

3)Государство не тратит деньги на дотирование заправок — если в России сделать бензин по 1 рублю, то нужно будет дотировать нефтеперерабатывающую промышленность. Также потребуется платить зарплату работникам заправок из бюджета. В Венесуэле стоимость литра бензина в 30 раз меньше затрат на его производство. Деньги, предназначенные на выплату пенсий и социальную сферу идут на выполнение популистского обещания: сделать бензин доступным для каждого.

Вот и получается, что в магазине очередь за хлебом, зато каждый студент может залить полный бак бензина по цене чашки кофе. Деньги, необходимые на дотирование производства социальных продуктов, направляются на поддержку нефтеперерабатывающей промышленности. Все для того, чтобы президент подольше удержался в своем кресле. Ведь если забрать у людей последнюю радость — дешевый бензин, то восстания и революции не избежать.

Почему россияне живут хуже при падении цены на нефть?

Пока нефть растет, то у нас все хорошо: в страну заходят доллары от продажи нефти, государство продает их Центробанку за рубли. Больше долларов, больше рублей. Государство поднимает пенсии и зарплаты, цены при этом удерживаются на примерно одном и том же уровне. Центробанк печатает все больше и больше рублей, но они обеспечены поступающими в страну долларами. Как только цена на нефть падает, то долларов поступает меньше.

Но зарплаты и пенсии в рублях уже подняли. Понижать их — это крайне непопулярный шаг. Люди не поймут, ведь многие уже понабирали ипотек, автокредитов, потребительских кредитов и мгновенных займов.

Государство вынуждено брать займы у Центробанка, что простыми словами означает печатание необеспеченных денег. Рублей становится больше, но они годятся только для расчетов на внутреннем рынке. Импорт нужно покупать за доллары. А их мало. Поэтому импортных товаров, всех наших путевок в Турции-Египты и китайского ширпотреба, становится меньше на рынке. Дефицит порождает рост цены. Кольцо замкнулось, россияне живут хуже.

Рост просрочек по займам

Дешевая нефть приводит к проблемам с погашением кредитов. Цены на товары первой необходимости растут, люди вынуждены платить больше за памперсы, лекарства, хорошую заграничную еду и многие другие товары, к которым так привыкли. Зарплаты и пенсии заморожены, так как в стране «временный кризис». Поэтому некоторые семьи уже не могут погашать кредиты.

Банки испытывают трудности и просят рефинансирования у государства, то есть стоят с протянутой рукой перед Центробанком. Центробанк может помочь только свеженапечатанным рублем. Опять инфляция и обесценивание денег.

Ссылка на основную публикацию